М. «Трубная» («Кузнецкий мост») Москва, ул. Петровские линии, 1, офис 15
+7(903) 715-52-27

«Майндсайт». Книга Дэниела Сигела (МИФ, 2015)

Опубликовано 4 сентября 2015

Книга невероятно вдохновляет и дарит надежду, в каком бы состоянии вы ни находились и в каком бы возрасте ни приняли решение об изменениях. Прочитав «Майндсайт», вы узнаете о процессах нейропластичности, о потенциале личностного развития, о сути, задачах и способах работы с сознанием.

ОБ АВТОРЕ

Дэниел Сигел (Daniel J. Siegel, M.D.) — доктор медицинских наук (Гарвард), клинический профессор психиатрии в Калифорнийском университете. Преподаватель, обладатель многочисленных профессиональных наград. Один из руководителей Исследовательского центра осознанности, директор образовательного центра Mindsight Institute. Автор более десяти популярных книг о воспитании детей и работе мозга, среди которых работа о межличностной нейробиологии The Developing Mind: Toward a Neurobiology of Interpersonal Expirience («Развивающееся сознание: о нейробиологии межличностного опыта», 1999) и совместная работа с Мэри Хартзелл Parenting from the Inside Out: How a Deeper Self-Understanding Can Help You Raise Children Who Thrive («Родительство изнутри: как глубокое понимание себя поможет вырастить успешного ребенка»).

ДЛЯ КОГО КНИГА

  • увлекающихся нейронауками и междисциплинарными исследованиями
  • специалистов-психологов и психотерапевтов
  • специалистов в области mindfulness
  • интересующихся научной основой методик работы с медитацией и особыми состояниями сознания

В аннотации от издательства книга рекомендована всем, кто хочет избавиться от навязчивых мыслей, тревог и переживаний. На практике «Майндсайт» довольно сложно применить как инструмент для самостоятельной работы. Действительно, в тексте описано несколько упражнений, однако все они требуют деятельного присутствия коуча или терапевта хотя бы на первых порах. Эта книга не инструкция по применению — она закладывает теоретическую базу понимания майндсайта и показывает направление трансформационной работы.

Специалистам-психологам «Майндсайт», на мой взгляд, просто необходим! Даже если вы пока не планируете профессионально использовать техники майндсайта с пациентами, собственное овладение навыком осознанности позволит существенно повысить качество вашей работы. Более того, осознанное присутствие и способность к работе со своим сознанием являются ключевыми навыками современного психотерапевта и врача. В каком бы психотерапевтическом подходе вы бы ни практиковали, из «Майндсайта» вы получите ценную для своей практики информацию о механике мозговых процессов, запускающихся в психологической работе. С одной стороны, знания о физиологии «заземляют», с другой – дают ценный инструмент для разработки эффективной стратегии психотерапии.

Текст «Майндсайта» насыщен терминами и предполагает наличие у читателя определенной теоретической подготовки в сфере психологии. Если же вы имеете желание начать свой путь в понимании осознанности именно с этой книги, вам в подмогу будет словарь основных терминов. Словарь заслуживает отдельного внимания, так как трактовки каждого термина сопровождаются подробными комментариями. Главы книги названы метафорически, структура ее формально двухчастна (теория и практика), при этом весь текст представляет собой сочетание историй из многолетней практики Дэниела с научным объяснением феноменов и теоретических вкраплений о сути майндсайта.

Что еще интересного вы узнаете

  • Как работают антизеркальные нейроны
  • Что такое «эфирный купол»
  • Как показать устройство головного мозга кистью одной руки
  • Кто такие контролеры сознания
  • Как возникают алкогольные провалы в памяти

Скачать майнд-карту по книге

Исторический контекст. Mindfulness

Сегодня о практиках работы с сознанием и медитации говорит все больше крупных ученых в сфере психологии и психиатрии. Приставка «mind» в названии психологических методик, книг и статей означает, что работа претендует на актуальность. Авторы свободно оперируют понятиями «поток», «энергия», «информация», «инсайт», одновременно описывая сложные процессы из когнитивных наук.

Процесс взаимного обогащения в сфере работы с сознанием между учеными Запада и духовными практиками Востока начался уже с конца прошлого века. С 1987 года Институт разума и жизни штата Колорадо приглашал ученых в резиденцию Далай-Ламы, город Дарамсалу на севере Индии, для участия в конференциях по научной тематике. Мероприятия, в рамках которых научные деятели вступали в диалог с носителями буддийского философского знания, получили сильный резонанс. Мозговая активность йогов и мастеров медитации настолько заинтересовали ученых, что в Америке стали открываться институты по исследованию особых состояний мозга.

После одной из таких конференций, в рамках которой состоялась пятидневная беседа известного специалиста по эмоциональному интеллекту Пола Экмана, вышла книга «Мудрость востока и запада. Психология равновесия». Особо интересна в этих беседах попытка Далай-Ламы и Экмана найти «общий знаменатель» для одних и тех же понятий, обозначающих феномены психологических состояний и психической жизни человека.

И восток, и запад сходятся в одном: внутреннее спокойствие и устойчивость — базовые условия для удовлетворенности человека своей жизнью. Умение концентрироваться на настоящем, наблюдательность и открытость повышают субъективное благополучие, снижают когнитивную и эмоциональную реактивность.

Имея корни в традиции буддийской медитации, в современный светский мейнстрим практика осознанности вошла во многом благодаря работе Джона Кабат-Зинна. В 1979 году он создал программу снижения стресса MBSR, которую запустил в медицинской школе при Массачусетском университете. Основана эта программа на практике Mindfulness, суть которой — определенным образом направленное внимание. Полное присутствие в текущем моменте, безоценочность и намеренность – базовые составляющие позитивных изменений. Многочисленные исследования подтверждают успешность применения MBSR в работе по восстановлению физического и психического здоровья. Программа по снижению стресса и работе с болью была адаптирована для использования в школах, больницах, тюрьмах, ветеранских центров.

Mindsight (Майндсайт)

Доктор Дэниел Сигел, работая в рамках нейронаук и психиатрии, вводит похожий термин – Mindsight, которым обозначает новую науку о трансформации личности. Дэниел утверждает, что однажды овладев навыком “взгляда в сознание”, вы можете кардинально изменить свою жизнь. Вы освободитесь от паттернов мышления, которые мешают жить на полную мощность.

Майндсайт – это тип сфокусированного внимания, позволяющий разглядеть механизмы работы нашего собственного сознания. Это что-то вроде специального объектива, через который мы видим собственное сознание намного четче, чем привыкли.
Предельно внимательно рассматривая процессы, определяющие наши мысли, чувства и поведение, мы перенаправляем наш опыт и становимся более свободными в повседневной жизни, активно контролируем будущее и становимся «кузнецами своего счастья». Более того, через концентрированное внимание мы буквально «перекраиваем» нейронные пути и меняем саму структуру мозга.

За счет умения концентрировать внимание майндсайт помогает телу и мозгу достичь гомеостаза – состояния внутреннего равновесия, координации и адаптивности, которое становится залогом здорового организма. Майндсайт улучшает наши взаимоотношения с семьей, друзьями, коллегами – и даже с самим собой.

База майндсайта – это нейропластичность, теория организации сложных систем и представление о благополучии. Благополучие — ключевая цель личной трансформации, и в книге Дэниел почти не говорит о счастье, успехе и «позитивности».
Автор подчеркивает, что Майндсайт- это навык, который приобретается путем тренировок, и для развития в себе этой важнейшей человеческой характеристики нужен опыт. Эта форма сознания доступна для развития каждому, независимо каким было ваше детство и как себя вели ваши родители. Неважно, сколько вам лет! Никогда не поздно начать стимулировать рост нейронных связей, позволяющих заглядывать в свое сознание.

Почему важна постоянная практика, если речь идет об овладении Майндсайтом? Как врач Дэниел описывает процессы, происходящие в мозге, когда опыт стимулирует нейронные стволовые клетки к видоизменению в совершенно новые нейроны. Автор говорит о «мозге в теле», раскрывая сложный механизм психосоматики.

Сигналы, поступающие от тела, являются важнейшим источником интуиции и сильно влияют на нашу интеллектуальную деятельность и на осмысление своей жизни. Гормоны вместе с химическими элементами из пищи попадают в кровь и напрямую воздействуют на сигналы, идущие по нейронным сетям. Даже наша иммунная система взаимодействует с нервной системой.

Осознание состояния нашего тела — ощущений в сердце и животе, ритма дыхания — это важный источник знания.

Что такое собственно MIND, или мозг, в концепции Майндсайт? Общий термин «мозг» объединяет

все удивительно сложные процессы в нашем теле: переплетения химической среды с нервной тканью расположенной у нас в голове. Я имею в виду тот самый мозг, который одновременно формирует наше сознание который формируется нашим сознанием. (…) мозг как функционирующая в теле система, не ограниченная черепом, в которую он заключен.

Такое понимание мозга, который есть все тело и который формируется ежеминутно самим телом, дает большую надежду. Потенциал нейропластичности позволяет создавать новые паттерны реакций и поведения, которые позволят «получать больше удовольствия от нашей повседневной жизни».

Автор ставит особый акцент на взаимодействии родителей и новорожденных. Общение родителя с ребенком нужно не только для создания базового доверия к миру у малыша и созданию эмоциональных связей — оно в буквальном смысле выращивает мозг. Межличностное регулирование необходимо для выживания, и настроенность на волну ребенка крайне важна в формировании его сознания.

Наше сознание устроено так, чтобы взаимодействовать с другими с момента нашего появления на свет. Последующее формирование нейронных структур мозга – основ нашего мироощущения – строится на тесном взаимодействии ребенка и родителя.

Язык, которым автор описывает подход майндсайта, сочетает в себе понятия современных нейронаук и восточных практик работы с сознанием. Буддийское освобождение становится свободой в контексте майндсайт-интеграции, сострадание — пространством терпимости, таковость – самостью (внутренним «я»). Буддийское «все меняется, будьте бдительны!» Сигел предлагает прожить максимально здоровым образом: гибко адаптируясь к внутренним и внешним процессам, сохраняя фокус на внутренней целостности.

Самость — это главная часть личности, скрытая под нарративом и памятью, эмоциональной реактивностью и привычками.
Оставаясь в «центре» сознания, мы добиваемся ощущения «открытого я», повернутого лицом к миру новых возможностей, и создаем необходимые условия для интеграции состояний.

Биопсихосоциальная модель нормы и патологии психического состояния преображена автором в так называемый «треугольник благополучия». Вершины этого треугольника — сознание, мозг и взаимоотношения.

Наша задача состоит в поиске препятствия в восьми сферах интеграции и освобождения естественного стремления к интеграции сознания, мозга и взаимоотношений в треугольнике благополучия.

Каждое новое положение теории Майндсайта требует авторских трактовок привычных понятий.
Споры о том, что такое сознание, не прекращаются в научном мире. Пока даже нет надежды на то, что будет подведен общий знаменатель. Дэниел Сигел дает собственное определение, что дает ему свободу оперировать понятием сознания в рамках понимания Майндсайта.

Сознание – это поток энергии и информации.

Цель практики майндсайта – это интеграция информационного и энергетического потока в пределах сознания. Описывая процесс здоровой трансформации личности и развития эмоционального благополучия, автор говорит о восьми ключевых сферах: интеграция осознанности, горизонтальной (левое и правое полушарие мозга) и вертикальной (от ствола мозга к коре) интеграции, интеграция памяти, нарративная и межличностная интеграции, интеграция различных состояний, а также темпоральная интеграция.

Говоря о потоке, Сигел использует метафору реки, два берега которой – это хаос и скованность. Самоорганизация человека и процесс интеграции проходит в этом потоке между левым и правым берегом, иначе говоря – крайностями.

Материя и энергия движутся так, чтобы процесс интеграции во всей своей сложности протекал свободно. Здоровая система интеграции характеризуется гибкостью, адаптивностью, связностью, энергичностью и стабильностью.

Мы живем на пороге неизвестности, и у нас хватает смелости, чтобы ее исследовать. Мы балансируем между скованностью и хаосом.
Майндсайт – это способ обрести благополучие через освобождение естественного стремления к интеграции сознания, мозга и взаимоотношений. Это знание не философское и не эзотерическое, речь идет о реальности, ткани повседневности: привычках, поступках, друзьях и семье, питании и стиле жизни.

Выстуление Динеэла Сигела в TEDx на тему «Сила Майндсайта» (The Power of Mindsight)

ПРАКТИКА. ПСИХОЛОГАМ И ПСИХОТЕРАПЕВТАМ

Специалистам особенно будет полезна вторая часть книги, в которой описан практический опыт работы Дэниела с различными нарушениями психологического благополучия: обсессивно-компульсивным расстройством, депрессивным состоянием, проблемами понимания в семейной жизни, эмоциональной холодностью, травмой, ПТСР и т.д. Особую ценность этим описаниям придает изложенная в каждом случае стратегия работы: мишени психотерапии, использованные упражнения, особо тщательно разобраны ошибки ( не вовремя примененная методика, неправильно выбранная техника), логика сессий. Удивительно искренне автор признает, что специалист может пойти не в ту сторону, неправильно оценить ситуацию. Однако при развитом у клинициста навыке майндсайта он не попадается в ловушку задетого самолюбия, а так же открыто и безоценочно продолжает терапевтический процесс, опираясь на внутреннюю мудрость пациента и целительность присутствия.

Психотерапевтическую методику, используемую Сигелом, можно назвать интегративной. В работе он творчески применяет нарративный подход в комбинации с психосинтезом, когнитивно-бихевиоральные техники сочетает с медитативными, системную семейную терапию обогащает коучингом по развитию осознанности. Экзистенциальные вопросы стыда, вины, неопределенности и страха смерти Дэниел так же рассматривает как феномены, требующие интеграции на всех уровнях: от телесного до темпорального.

Дэниел дает советы практикующим клиницистам по сохранению своего собственного благополучия, которое самым непосредственным образом определяет качество их работы.

Внутреннее состояние других — от радости и игривости до грусти и страха — напрямую влияет на наше самочувствие. Механизм заражения иногда заставляет нас не слишком объективно интерпретировать несвязанные события: пообщавшись с человеком в депрессии, серьезность другого мы тоже воспримем как грусть. Психотерапевтам очень важно помнить о такой предвзятости. В противном случае сеанс с предыдущим клиентом отразится на нашем внутреннем состоянии настолько, что мы не будем достаточно восприимчивы к новому пациенту, с которым требуется установить контакт.

Автор подчеркивает особую важность телесной осознанности терапевта.

Повышение уровня чувствительности к собственным телесным ощущениям в сочетании с понижением отклика зеркальных нейронов может помогать нам определять: эти слезы мои, а не твои, эта злость моя, а не твоя. Данные рассуждения, вероятно, кажутся исключительно философскими и лишенными прикладного смысла, но лишь до тех пор, пока вы не окажетесь в эпицентре конфликта, где каждый пытается понять, от кого исходит злоба. Если я, психотерапевт, не отслеживаю грань между мной и другим человеком, то меня захлестнут чувства клиентов, и я утрачу способность помогать им и быстро перегорю.


ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ не столь важны!

Сосредотачиваясь на процессе преобразования (трансформации) личности с целью освобождения ее от ментальных ловушек, понимание причин проблем становится важным исключительно для дифференциальной диагностики. И эта результаты диагностики не всегда имеют решающее значение в выборе стратегии терапии.

Много лет назад, когда о нейронных механизмах подобных расстройств было мало известно, психотерапевты тратили много сил на то, чтобы дойти до сути симптомов. В результате они постоянно гонялись за объектами страха, потому что у пациентов с ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством) один страх часто проходит, только чтобы уступить место другому. Работа с нейронными путями страха, наоборот, предлагает прямой путь к устранению болезненных проявлений.

Исключительную роль Сигел отводит неспецифическим факторам терапии, особенно – целительному присутствию. Вся стратегия работы разваливается, если терапевт не смог быть присутствующим. Никакие техники нейрокоррекции не будут работать при отсутствии готовности к сотрудничеству, ведь мозг – это социальный орган.

О феномене ВЫТЕСНЕНЕНИЯ

Когда мы блокируем осознанность чувств, они все равно продолжают воздействовать на нас. Многочисленные исcледования показали, что нейронные сигналы тела и эмоции влияют на эмоции и принятие решений, хотя мы об этом и не подозреваем. Даже выражение лица и едва уловимые изменения сердечного ритма способны изменять наше мироощущение. Другими словами, можно попытаться убежать от чувств, но нельзя спрятаться от них.

ОБ ИНТУИЦИИ

Неисследованные имплицитные воспоминания формируют убеждения и ожидания. Иногда соблазнительно видеть во внедренных реакциях проявление интуиции или способности чувствовать нутром, помогающих нам глубже понять происходящее. Однако мы способны объяснить их рационально.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ НЕЙРОБИОЛОГИЯ. Мозг как социальный орган

Зеркальный резонанс: когда мы путаем себя с другими, теряется объективность. Резонанс требует, чтобы мы видели четкую грань и помнили, кто мы, однако не лишаясь связи с другим человеком.

Дэниел призывает: принимайте во внимание нейронную реальность наших взаимосвязанных жизней.

Люди, лучше чувствующие свое тело, более способны к эмпатии. Когда мы ощущаем свое внутреннее состояние, то основной путь для резонирования с другими тоже открыт.

О РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. ПРИВЯЗАННОСТЬ И БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ

(…) исследования, доказывающие, насколько важно для нашего развития наличие хотя бы каких- то гармоничных отношений, чтобы чувствовать: мы занимаем место во внутреннем мире другого человека. Это способствует нашему процветанию и дает эмоциональную устойчивость. Нейронные сети, проходящие вокруг сердца и по всему телу, тесно связаны с резонансными каналами мозга. Поэтому ощущение, что нас чувствуют, помогает развить саморегулирование и делает нас более внимательными, вдумчивыми и предприимчивыми. Задолго до научных открытий поэты и дети чувствовали глубоко внутри, что сердце – действительно важный источник знания.

Опираясь на современное понимание работы зеркальных нейронов и теорию привязанности, Дэниел уверяет: фундамент психологического благополучия вашего ребенка и его гармоничное развитие — это родительское глубинное понимание себя. То есть развивая в себе навыки наблюдения за своей внутренней жизнью, вы способствуете правильному развитию своего ребенка. Так, например, автор пишет о нарративной интеграции:

Степень привязанности к нам детей зависит от того, насколько связно мы рассказываем о своем детстве.

Придавая большую значимость родительскому нарративу, Сигел находит связь между ними и типами привязанности у их детей.
Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся их поколения в поколение.

О НЕЙРООСНОВЕ ТРАВМЫ и ПТСР

Дэниел предлагает работать с травмой через интеграцию памяти, постепенно переводя имплицитные воспоминания в эксплицитные, восстанавливая нарратив пациента, мягко возвращая его в телесные осознавания.

В исключительно стрессовых условиях активизируется механизм «бей-беги-замри», и в организм выбрасывается большое количество гормона кортизола, блокирующего работу гиппокампа. Любые механизмы, временно прекращающие функционирование гиппокампа, также останавливают формирование эксплицитных воспоминаний. Такой эффект схож с действием алкоголя или снотворного.

В синдроме ПТСР практически отсутствуют эксплицитные воспоминания произошедшего с нами события, однако имплицитные воспоминания, всплывающие на поверхность в виде вспышек из прошлого, обычно проявляются очень ярко.

ИНТЕГРАЦИЯ СОСТОЯНИЙ. ПСИХОСИНТЕЗ

Автор говорит о «разнообразных состояниях личности», или сущности, которые вольно можно обозначить как субличности.

В любом виде деятельности мы бываем восприимчивы или реактивны (…) Всякое из таких действий в процессе повторения притягивает определенные чувства, навыки, воспоминания, поступки и убеждения и связывает их в единое целое. Некоторые состояния активизируются настолько часто, что участвуют в формировании личности человека, — я называю их состояниями личности. Это те самые многочисленные сущности, рецептивные (восприимчивые) или реактивные, из которых состоит каждый из нас.

Каждая из таких сущностей удовлетворяет какую-то существующую потребность, и эти мотивационные потребности часто противоречат друг другу. Теория внутреннего конфликта заложена в основу всех динамических систем психотерапии, и в рамках майндсайта Дэниел предлагает помочь человеку путем интеграции этих состояний. Автор подчеркивает, что равновесие и многообразие одинаково важны для психического здоровья. Интеграция состояний осуществляется «из центра личности», который автор — вслед за многими психологическими подходами религиозными течениями в философии – определяет как Самость.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Нейропластичность
Интеграция
Резонанс
Эмпатия
Инсайт
Я-карта, ты-карта
Энергия
Информация
Межличностная нейробиология
Привязанность
Имплицитная / эксплицитная память
Инсайт-медитация
Пространство, границы терпимости
FACES поток
Самость

УПРАЖНЕНИЯ

  • Сканирование тела
  • Колесо осознанности
  • Инсайт-медитация